Все, и чуть-чуть больше, об игрушечной кухне. Часть 1.

Все, и чуть-чуть больше, об игрушечной кухне. Часть 1.

Все, и чуть-чуть больше, об игрушечной кухне. Часть 1.

Для чего ребенку игра в «Повара» и «Кухню»?

Сегодня мы открываем серию статей о столь любимых всеми без исключения детками игрушках – об игрушечных кухнях и огромном количестве аксессуаров для них. Но даже больше, чем об игрушках, мы хотим рассказать Вам о сюжетно-ролевых играх в «Повара», в «Кухню», для которых и создаются все эти игрушки. Нашей основной целью является помощь мамам и папам сделать своих малышей чуточку счастливее… а какой путь именно Вы для этого выберите – устроите для крохи «тематическую недельку», просто поиграете в «Поваренка», почитаете стихи о профессии «Повара» или купите готовый игровой набор – это только Ваш персональный выбор! Мы лишь предлагаем уже готовые решения, а Вы выберите именно тот вариант, который идеально подходит Вашей семье по ритму, стилю, сложности реализации, бюджету и креативу! Вы можете трансформировать игры, менять порядок действий, придумывать свои сценарии игры, ведь только Вы знаете уникальные особенности и интересы своего чада…

Но для начала предлагаем разобраться, почему деткам так нравится эта игра и как, Вы, многоуважаемые родители, можете разнообразить игру своего малыша без особых материальных затрат…

Пожалуй, самая популярная сюжетно-ролевая игра дошкольников – игра в «Кухню».

Причем, мы намеренно говорим не об игре в «Повара», а об игре с условным названием «Кухня», поскольку этот формат игры намного обширнее.

Этап сюжетно-ролевой игры не обходит сторонний ни одного малыша на планете, ведь это закономерный этап взросления маленького человека, способ осмысления происходящих вокруг него процессов и событий. Именно через воссоздание известных и понятных крохе сюжетов и образов, он усваивает бытовые действия, знакомится с социумом во всем его разнообразии, учится общаться со сверстниками и окружающими его взрослыми. Любой ребенок дошкольного возраста является активным участником и инициатором сюжетно-ролевых игр. Другой вопрос, насколько это замечают родители? Насколько они способствуют развитию подобных игр? Насколько они готовы сами участвовать в процессе? И насколько в целом развит конкретный ребенок?

Мы еще неоднократно будем рассматривать вопрос сюжетно-ролевой игры в жизни малыша, только под разными «соусами», т.е. в разрезе самых разных направлений игр. Сегодня же мы говорим только об игре в «Кухню».

Почему малыши любят играть в «Кухню и повара»?

Потому что с рождения ребенок наблюдает за тем, как мама, стоя у плиты, готовит крохе молочные смеси, кашки, супчики и десерты. Потому что в современной России даже 2-хлетка знает, что такое кафе и ресторан, а возможно, ему уже посчастливилось побывать на кулинарном мини-шоу, когда еду готовят прямо перед посетителями. Еда и процесс ее приготовления окружают малыша повсюду – дома, в детском садике, в большом торговом центре, на дне рождения друга, в многочисленных и так популярных сейчас телевизионных кулинарных шоу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в какой-то момент ребенок изъявляет желание помочь маме на кухне или просит купить ему свой собственный кухонный уголок, ведь он хочет быть «как большой»! Он хочет примерить на себя эту роль и понять, действительно ли все это так интересно, как кажется со стороны.

Распознаем сигналы…

Как понять, что ребенок действительно заинтересовался вопросами приготовления пищи? Что ему нужны какие-то разъяснения? Что пора и родителям проявить чуть больше активности, что-то показать и рассказать, дать возможность что-то сделать самому на кухне или даже просто купить тематическую игрушку?

На самом деле здесь нет универсальных ответов! Просто прислушивайтесь к своему малышу. Понятно, что мамы и папы очень заняты, устают на работе в будни, а в выходные решают основные бытовые вопросы, но заметить интерес к игре не так уж сложно. Ваш малыш подставляет детский стульчик, чтобы, взобравшись на него, разглядеть, что происходит на плите? Он с радостью мешает ложкой варящиеся в кастрюльке пельмени? Кроха с неустанным упорством вытаскивает из ящиков всю кухонную утварь? Дочка объясняет куклам, что варит им кашку? Малыш в песочнице формирует не куличики, а «печет пирожки»? Собственно, вот они – основные «сигналы», что ребенку именно сейчас интересна тема приготовления пищи и все остальные, связанные с этим процессом, вопросы.

Наша рекомендация: не закрывайте глаза на эти сигналы, не откладывайте свое участие в игре на потом из-за занятости. Потому что, если Вы научите ребенка процессу игры на волне его личного интереса, покажете простые приемы, как разнообразить игру, познакомите самых маленьких исследователей с новыми для них понятиями и предметами, то позднее ребенок сможет сам усовершенствовать игру, за счет собственной фантазии, за счет привлечения к игре друзей. И на этом этапе, активной самостоятельной игры, Вашей сильной включенности в процесс не потребуется, достаточно будет просто подобрать интересные развивающие пособия и игрушки.

Эволюция игры…

Сюжетно-ролевая игра трансформируется и совершенствуется параллельно с взрослением самого ребенка. И игра в «Кухню» - не исключение.

В 1-2 года ребенок если и проявляет интерес, то только пассивный, и направленный на знакомство с предметами и действиями. На этом этапе родителям нужно не столько ждать проявлений со стороны самого крохи, сколько предлагать ему «пищу» для размышлений. Знакомьте малыша с кухонной с утварью, объясняйте свои действия во время приготовления еды, в кафе расскажите малышу кто сделал его любимое мороженое. Игрушки у малыша должны быть максимально простые и безопасные, например, деревянные кухонные наборы еды. Не старайтесь приобрести много дорогих и больших игрушек, больше обращайте внимание на функционал и безопасность.

Развивающая кухня Little tikesДеревянный набор для резания, DJECOНабор «Сластена», LE TOY VAN TV264

Рис. 1. Развивающая кухня, LITTLE TIKES

Рис. 2. Деревянный набор для резания, DJECO

Рис. 3. Набор «Сластена», LE TOY VAN

В 3-4 года наступает активный этап сюжетно-ролевой игры, когда ребенок сам с большим удовольствием подражает действиям взрослых. На этом этапе самое лучшее, что Вы можете сделать для развития малыша – это позволять ему выполнять простые и безопасные действия под Вашим строгим контролем. Например, малыш может бить молоточком по мясу (для отбивной), делать кружок из теста, обвалять котлетку в муке перед жаркой, раскатать скалкой тесто, украсить торт кремом из кондитерского шприца. Конечно, у крохи может не все, не идеально и не сразу получиться. Будьте терпеливы, дайте возможность несколько раз повторить одно и то же действие, тогда все обязательно получится, а радости малыша не будет предела. Но все-таки ребенок еще очень маленький, поэтому оградите его от острых и опасных предметов, чтобы обезопасить игру малыша, при этом не упростив ее сюжета, Вы можете предложить ребенку готовые игровые сюжетные наборы. Это может быть и первая деревянная кухня, и готовые наборы еды, и игрушечная посуда.

Набор кухонной посуды «Пастель», KIDKRAFT 63027Деревянная кухня «Винтаж», KIDKRAFT 53173Деревянная кухня «Делюкс», KIDKRAFT 53100

Рис. 4. Набор кухонной посуды «Пастель», KIDKRAFT

Рис. 5. Деревянная кухня «Винтаж», KIDKRAFT

Рис. 6. Деревянная кухня «Делюкс», KIDKRAFT

В 5-6 лет ребенок приходит к пику сложности сюжетно-ролевой игры. Теперь он сам придумывает замысловатые сюжеты игры, активно взаимодействует в игре со сверстниками. На этом этапе мамам и папам стоит просто вовремя «подбрасывать» малышу интересные идеи сюжетных линий. На этом этапе важно, чтобы и игровые аксессуары у ребенка были максимально реалистичными и разнообразными. Современные кухонные наборы 

Игрушечная кухня «Инфинити», PALAU TOYSИгрушечная кухня, LITTLE TIKESИГРУШЕЧНАЯ КУХНЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК “ИЗЫСКАННОЙ УГОЛОК” KIDKRAFT

Рис. 7. Игрушечная кухня «Инфинити», PALAU TOYS

Рис. 8. Игрушечная кухня, LITTLE TIKES

Рис. 9. «Изысканный уголок», KIDKRAFT

Помимо общего знакомства малыша с тематикой «Кухни» и покупки обучающих игрушек, что еще Вы можете предпринять для развития малыша?

В статье «Идем за покупками! Или сюжетно-ролевая игра Магазин» мы впервые предложили Вашему вниманию пример тематической недельки. На нашу разработку пришло много благодарственных откликов. Рады, что оказались Вам полезными! :-) Сюжетно-ролевая игра «Кухня» настолько многообразна, интересна и популярна, что мы решили повторить эксперимент, и предлагаем на Ваш «суд» еще одну тематическую недельку.

Тематическая неделька «Готовим с интересом».

Для кого: для мальчика или девочки в возрасте 2-5 лет

Что понадобится: Ваша фантазия, позитивный настрой малыша и следование нашим общим рекомендациям. Вы можете изменять порядок заданий и игр, адаптировать их (усложнять или упрощать в зависимости от возраста, уровня развития и полученных ранее знаний именно Вашего малыша).

День 1:

Вам понадобится:

1. Знакомимся с кухонным блоком в доме:

Утром расскажите малышу о мебели и основных бытовых приборах, которые есть на каждой кухне, и на Вашей в том числе. Самым маленьким покажите фото конкретного предмета, попросите назвать предмет и показать такой же на Вашей кухне. Деткам постарше помимо уже сказанного выше обязательно задавайте вопросы и просите рассказывать, для чего нужен тот или иной предмет. 

2. Игра «Найди пару»:

Идеально, если у Вашего ребенка есть кукольный дом с базовым набором кухонной мебели или отдельная игрушечная кухня. Если нет, то специально для «недельки» можно приобрести набор кукольной мебели отдельно (стоят такие мини-наборы от 200 до 2 000 рублей, цена зависит от материала исполнения (пластмассовые дешевле, деревянные дороже) и от детализации набора) или снова использовать картинки. Однако, желательно, чтобы Вы использовали для игры другой набор картинок, чтобы не повторять утренние изображения.

Игру лучше провести после дневного сна или вечером, т.е. сделайте перерыв между 1-ым и 2-ым заданиями.

Цель игры: закрепить пройденный утром материал.

Суть игры: Попросите кроху найти пару маленькому игрушечному предмету на Вашей настоящей кухне. В процессе игры обязательно рассматривайте с малышом и большой и маленький предметы, находите сходства и различия, обсуждайте их свойства и «кухонные обязанности».

День 2:

Вам понадобится:

1. Знакомимся с кухонной утварью:

Если Ваш малыш еще плохо говорит или Вы просто знакомите кроху с новыми понятиями, то просто показывайте картинки или игрушки, объясняя что это за предмет и для чего он предназначен. Деток постарше обязательно вовлекайте в дискуссию: «А ты знаешь, что это такое? Расскажи, пожалуйста, для чего используется этот предмет? Он полезный или бесполезный? А ты видел этот предмет когда-нибудь раньше, кроме дома? У бабушки на даче, в кафе, в садике? И т.д

Задача второго дня познакомиться со следующими предметами:

Ложка. Ложка предназначена для еды жидкой пищи, например, супчика. Ложкой также удобнее кушать кашку. Ложки бывают большие (столовые), средние (десертные) и маленькие (чайные).Большими и средними мы кушаем первые и вторые блюда, а маленькими очень удобно размешивать сахар в чае или кушать тортик.

Вилка. Предназначена для твердой пищи. Вилка состоит из нескольких зубчиков, расположенных на расстоянии, поэтому, например, скушать вилкой суп никак не получится Ты как бы накалываешь на вилку еду. Для старших дошкольников можно углубиться в разновидности вилок и рассказать какие они бывают необычные! Например, для меня, взрослого человека, стало настоящим открытием, что существуют даже специальные вилки для оливок, основание которой круглое, а на конце 2 перпендикулярных основанию зубчика. Зубчиками подкалывается оливка, и получается, что оливка лежит на основании, как на ложки, при этом фиксируясь зубчиками. Причем рассказывайте о таком неординарном предмете не сразу. Сначала покажите картинку вилки и предложите малышу подумать для какой еды она предназначена. Уверены, что такая «угадайка» ребенку очень понравится, а Вы услышите самые невероятные предназначения разных вилок. :-)

Нож. Предназначен для резки продуктов на части. Ножей тоже существует огромное множество – большие и маленькие, для хлеба, для овощей или для мяса.

Половник. Им наливают суп.

Тарелка. Предназначена для еды. Тарелки бывают глубокие, неглубокие; для супов, вторых блюд или десертов; и т.д.

Чашки и стакан. Из них мы пьем. Разница по сути в строении предмета, с ручкой – чашка, без – стакан.

Кастрюля. Предназначена для приготовления пищи, в ней можно варить и тушить продукты.

По аналогии расскажите о сковороде, противне, дуршлаге, мясорубке и пр. предметах на Ваше усмотрение.

2. Украшаем посуду

Возьмите тарелки и стаканчики и включайте всю свою фантазию для того, чтобы украсить их. Вы можете слепить из пластилина цветы, вырезать из цветной бумаги овощи, фрукты или просто затейливые орнаменты. К посуде Ваши украшения можно крепить либо клеем, либо пластилином

День 3:

Вам понадобится:

1. Игра «Волшебный мешочек»:

В мешок заранее спрячьте приготовленные продукты. Малыш должен доставать по одному и называть.

Для деток постарше Вы можете разбить продукты на смысловые группы. Например, свекла, морковь, картошка, капуста, подсолнечное масло. После того, как все компоненты вытащили и назвали, спросите у малыша, что можно из этого приготовить. Наверное, салат или вегетарианский борщ.

2. Раскрашиваем овощи и фрукты:

Вы приготовили для малыша тематические раскраски, поэтому предложите ему их пораскрашивать! Причем задача – раскрасить правдоподобно. А потом можно будет сравнить рисунок с оригиналом из холодильника.

День 4:

Вам понадобится:

1. Чистота на кухне:

Начинаем с беседы о том, что на кухне готовят еду, а значит это место, где всегда должно быть чисто и опрятно. Почему? Чтобы не заразиться микробами, которые могут жить на грязных овощах и фруктах. Чтобы было приятно кушать из белоснежных тарелок. Чтобы из-за груды немытой посуды и заставленных столов ничего не падало и не разбивалось. А может быть Ваше чадо предложит еще какие-то интересные ответы?! Здесь же стоит напомнить ребенку, что перед едой всегда нужно мыть руки!

В продолжение темы прочитайте «Федорино горе» Чуковского.

2. «Давайте знакомиться! Повар!»:

Ну, а после дневного сна или прогулки придет пора познакомиться с профессией «Повар».

Расскажите ребенку сами или спросите у него, что он знает об этой профессии. Порассуждайте, почему у поваров всегда светлая униформа, а также зачем ему колпак (вспомните утренний разговор о чистоте и гигиене на кухне).

А в конце почитайте стихи для детей о профессии повара. Например, такие:

Дайте повару продукты: 

Мясо птицы, сухофрукты, 

Рис, картофель… И тогда 

Ждёт вас вкусная еда.

Повар готовит для детки 

Супчик, картошку, котлетки,

Варит кашу-манку,

Салатик со сметанкой,

Крендельки, лепешки 

Приготовьте ложки!

Я нашёл кастрюлю, овощи, укроп, 

Шкурки от банана - вкусно было чтоб, 

Сахара добавил, а затем воды. 

Бабушка похвалит за мои труды. 

Не хочу картошки и противных круп, 

Шоколад добавлю - славный будет суп! 

Посмотри, бабуля, как доволен я. 

Я отличный повар! Радуйся, семья!

Повар Вася очень ловко

Чистит ножиком морковку,

Сыр на крупной терке трет:

Взад-вперед да взад-вперед.


Суп мешает поварешкой

И толкушкой мнет картошку,

Режет ножиком укроп:

Вжик-вжик-вжик и в миску оп!


Получилось вкусно чтобы,

Лично с блюд снимает пробы.

Всё посолит, поперчит

И горчицей погорчит.

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз – и готово!

Если мама готовит обед.

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда, не пойму, в чём секрет!

Очень трудно готовить обед!

 

День 5:

Вам понадобится:

1. Готовим вместе:

Предложите ребенку побыть настоящим поваром! Рецепт Вы выбрали заранее и так же заранее подумайте какие именно обязанности Вы доверите крохе. По возможности малыш должен поучаствовать в создании Вашего совместного кулинарного шедевра на всех стадиях его приготовления.

2. Всех приглашаем в кафе:

Вы приготовили самое вкусное на свете блюдо! Но съесть его просто так будет совсем неинтересно. Предлагаем «открыть» на Вашей кухне кафе «У Светы» (Вани, Кати, Пети, Маши, Насти), т.е. каat должно называться именем малыша. А посетителями кафе, конечно же, станут мама, папа, старшая сестра, бабушка и дедушка.

На входе в кафе повесьте вывеску с названием (на двери кухни разместите табличку с соответствующей надписью). На столе лежит «меню» с названием предлагаемых блюд кафе «У Светланы». Основное блюдо можно назвать примерно так: «Авторский суп от Шеф-повара Светланы», а дальше перечислите все, что планируется предложить к столу.

После еды не забудьте лично поблагодарить Повара за удачное и вкусное блюдо.

День 6:

1. Отправляемся семьей в настоящее кафе или ресторан:

Конечно, самый идеальный вариант, если Вы выберете место, где видна работа поваров и кухни. Чаще всего, это рестораны восточной кухни. В японских ресторанах вообще все блюда могут приготовить перед вами, устроив за одно и небольшое огненное шоу. Ребенку это обязательно понравится. Главное, не забывайте обговаривать все увиденное, не стесняйтесь комментировать действия повара или задавать вопросы малышу «Какие овощи использует повар? Чем он режет салат? Для чего поливает поверхность плиты маслом? и т.д.»

Если такой возможности нет, то можно отправиться и в обычное кафе. Тогда обязательно предложите крохе представить, что происходит за дверьми кухни, пока Вы ждете Ваш заказ.

День 7:

1. Играем в сюжетно-ролевую игру «Кухня»:

Пусть Ваш малыш побудет «Поваром», и сам решит: какие блюда он сегодня приготовит и почему, подберет подходящие продукты и посуду, красиво накроет на стол и помоет посуду.

Вы может использовать для игры подручные материалы, настоящие продукты и посуду или детские игровые наборы. Играйте тем, что действительно есть в Вашем доме и что подходит ребенку по возрасту. Еще раз напомним, что опасных предметов в руках малыша ни с коем случае оказаться не должно!

Надеемся, что наши идеи покажутся Вам и Вашему малышу интересными!

Играйте со вкусом!