Игра в профессии или осознание своей личности, как часть социума.

Игра в профессии или осознание своей личности, как часть социума.

Игра в профессии или осознание своей личности, как часть социума.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок стал успешным и счастливым человеком, но зачастую родители внушают ребенку собственные стереотипы успешности. Например, взрослые могут убеждать ребенка, что он должен стать банковским работником, когда вырастет, при этом, не замечая, что их мальчик прекрасно играет в футбол, но не любит точные науки.

Основываясь на своем собственном опыте, взрослые зачастую направляют своих детей в профессии, которые не совпадают с наклонностями и задатками ребенка, но считаются престижными, по мнению общества. В результате, идя на поводу у родителей, ребенок вырастает и становится человеком, который недоволен своей работой, своей жизнью, не может понять самого себя, своих желаний и возможностей.

Присмотритесь внимательнее к своему любимому чаду и постарайтесь выявить его наклонности и интересы, чтобы можно было развить их в дальнейшем. 

Как помочь ребенку найти себя в жизни?

Мы не будем устраивать психологический тренинг, просто хочется предложить Вам пищу к размышлению. Вот ряд тезисов, следуя которым Вы действительно сможете помочь малышу не просто выбрать интересные ему сферы деятельности, но и дадите ему возможность ощущать себя полноправным членом социума, стать успешной и яркой личностью:


  • Прислушивайтесь, присматривайтесь, подмечайте!

Наблюдайте за своим карапузом с самого рождения, ведь даже кроха, которому еще не исполнилось и года, уже самостоятельная личность. Вы не найдете абсолютно одинаковых по характеру и внешним данным годовасиков (даже близняшки в чем-то отличаются друг от друга)! Кто-то спокоен и задумчив, кто-то активен и импульсивен, кто-то позитивен и добродушен, а кто-то демонстрирует напор и упрямство. Такие проявления могут стать предпосылками в понимании общего вектора дальнейшего развития малыша.


  • Научитесь понимать и анализировать!

Даже самый маленький человек имеет право на выражение собственных эмоций и на собственное мнение. Пока ребенок не способен выстраивать сложные речевые обороты, научитесь общаться с малышом самыми простыми фразами, но такими, которые дадут ему уверенность в праве на собственное «Я» и помогут разобраться в своих чувствах и эмоциях…

«Я понимаю, что ты рассержен, НО…», «Ты точно уверен в этом?», «Что тебе больше нравится?», «Почему ты выбросил эту игрушку?», «Ты хочешь поиграть здесь/ в это?»

Так постепенно Вы начнете понимать логику действий ребенка, его эмоциональность, его предпочтения, его желания и интересы. Если малыш родился с задатками «оперного баритона», а Вы упорно навязываете ему машинки, вгоняющие его в дикую истерику и тоску… Но научившись задавать вопросы и чуть глубже анализировать ответы и поступки крохи, Вы наверняка заметите врожденные задатки и способности малыша очень рано.

  • Научитесь слушать и слышать!

С детками дошкольного возраста все еще проще, с ними ведь всегда можно договориться! Задача взрослых здесь научиться воспринимать малыша как отдельную личность. И давать ему право голоса. Ребенок сам всегда Вам сможет объяснить, что ему интересно и почему. А Вашей задачей будет учесть все нюансы – физические данные, персональные интересы крохи, тип его характера, уровень активности… Тогда и будущий профориентир появится сам собой.

  • Играйте-играйте-играйте!

Только в игре малыш сможет до конца осознать происходящее и полностью раскрыться. Просто так устроены все детки на свете! Термин сюжетно-ролевая игра возник именно из-за того, что дети реализуют свое «Я» через игру.

Чтобы помочь малышу почувствовать себя в роли интересующего его на данный момент персонажа, придумывайте соответствующие образу, рассказывайте максимум о той или иной профессии, предлагайте ребенку самые разнообразные игры, игрушки и аксессуары для сюжетных игр. Таким образом Вы точно увидите, что для ребенка является мимолетным увлечением, а что его действительно интересует и получается.

  • Ребенок – это личность!

Но главное, что нужно сделать, это понять, что малыш – отдельная от Вас личность. Он не должен быть Вашей копией, он не должен мыслить также как Вы. Он имеет право быть собой, быть другим по характеру, интересоваться другими областями науки и знаний, иметь собственные увлечения.

Если Вы увидите, насколько особенный Ваш ребенок, в чем его сильные и слабые стороны, то Вы наверняка поймете и какие сферы профессиональной деятельности будут наиболее интересны для него в будущем.

С какого возраста необходимо заниматься профессиональной ориентацией ребенка? 

Современные исследования в области педагогики говорят о том, что характер ребенка, его интересы и наклонности проявляются уже в дошкольном возрасте. В возрасте 3-4 лет ребенок уже начинает осознавать себя как личность, у него появляется интерес к определенным видам деятельности. Малыш узнает, чем занимаются его родители, получает первые представления о мире профессий.

Если у ребенка очень ярко выражены какие-то наклонности, то они могут проявиться и в довольно раннем возрасте. Известный факт, что Моцарт начал виртуозно играть на музыкальных инструментах в возрасте 5 лет, а Пушкин занялся сочинением своих стихотворных произведений с 6 лет.

Конечно, далеко не у всех людей способности раскрываются так рано и проявляются настолько ярко, но, безусловно, каждый человек обладает определенными задатками, развивая которые он может достигнуть больших высот в своей профессиональной сфере. Основная задача родителей – помочь ребенку в самопознании и самоопределении. Только изучив потребности, наклонности, интересы ребенка, можно вырастить по-настоящему самодостаточного человека, который сможет не только достигнуть определенных профессиональных высот, но и жить полноценной жизнью, а возможно даже принести пользу обществу. А изучать интересы и наклонности своего ребенка лучше всего через игру.

Магазин игрушечныйКакие игры в профессии предложить ребенку?

Что такое «игра в профессии»? Это не что иное, как классическая сюжетно-ролевая игра, ориентированная на определенный род занятий человека. Игры в «Рыцаря» и «Пирата», «Принцессу» и «Фею» тоже являются разновидностями сюжетно-ролевой игры, ведь ребенок примеряет на себя нестандартный, сказочный, непознанный образ. Однако это лишь небольшой фантазийный блок игр. В основном, сюжетно-ролевая игра подразумевает имитацию ребенком бытовых картин и сюжетов, социальных ролей и образов, т.е. имитацию обыденной взрослой жизни. Поэтому часто детки играют в «Больницу», «Полицию», «Магазин», «Салон красоты», «Спасателей», «Ветеринара» и так до бесконечности. В игре малыши передают некоторые особенности профессий: манеру поведения, профессиональные термины, выполняют действия, свойственные представителю той или иной профессии. Радует, что в настоящее время самыми разными производителями разработано большое количество игр и игрушек, посвященных изучению практически всего многообразия современных профессий. 

Современная индустрия игрушек предлагает детям и родителям множество игровых аксессуаров, которые могут разнообразить игры ребенка в профессии. Например, наборы для игры в магазин включают игрушечную кассу, деньги, товары для продажи и даже готовые оборудованные торговые прилавки. Игровые аксессуары придают игре детей реалистичность и, кроме того, позволяют более подробно познакомиться с функциями, которые выполняет представитель той или иной профессии. Например, продавец красиво выкладывает товар, кассир – пробивает чек, сдает сдачу покупателям и т.д. 

Игры для девочек и мальчиков.

В сюжетно-ролевых играх ребенок не только знакомится с особенностями профессий, но и определяет для себя, интересен ему данный род занятий или нет. Давно отмечено, что выбор игр зависит от пола ребенка – девочки не слишком охотно примеряют на себя роли полицейских, пожарных или водителей, а мальчики не любят играть в школу, швейную мастерскую или салон красоты. Подобным образом дети осознают свою половую принадлежность и осваивают функции, свойственные в нашем обществе мужчинам и женщинам. Иногда дети могут представить себя в образе, присущем противоположному полу. Но в основном, это мимолетные эксперименты, чтобы понять все плюсы и минусы такой роли. Удостоверившись, что быть строителем куда интереснее, чем готовить обед или ухаживать за младенцем, в следующей игре в «Семью» в детском саду, мальчик сразу обозначит свою роль в игре: «Чур, Я – папа! Давай, как будто я работаю строителем, и пришел со стройки домой…». А девочка, в свою очередь, побегав по двору с соседскими мальчишками, в поисках «несметных сокровищ Капитана Крюка», на утро, выходя во двор на прогулку, безапелляционно сообщает ребятне, что сегодня она – принцесса, похищенная пиратами, и ждущая спасения на затерянном в океане острове…

Игры для девочек.

Каждая девочка – это будущая мама и хранительница очага, поэтому девочкам очень нравятся игры, воспитывающие такие качества, как забота о ближних, сострадание, умение вести домашнее хозяйство и готовить. Ну, а производители сюжетно-ролевых игрушек с удовольствием поддерживают в юных хозяюшках такие интересы.

Набор для глажки, FAROДеревянная кухня «Пастель», KIDKRAFTТележка для уборки с пылесосом, SMOBY

Рис. 2. Набор для глажки, FARO

Рис. 3. Деревянная кухня «Пастель», KIDKRAFT

Рис. 4. Тележка для уборки с пылесосом, SMOBY

Также с детства девочки осознают, что должны быть красивыми и ухоженными, всегда хорошо выглядеть и модно одеваться, а для этого необходимо заботиться о себе. Девочки стремятся быть похожими на своих мам, старших сестер и их подруг. Они запоминают стилистические решения, учатся правильно использовать макияж и украшения, быть опрятными и аккуратными. Современная индустрия моды и красоты диктует свои тенденции даже в отношении самых маленьких представительниц слабого пола. Для них создаются дизайнерские линии одежды и аксессуаров, детская косметика, детские салоны красоты и, конечно же, огромное количество соответствующих сюжетно-ролевых игрушек.

Туалетный столик «Принцесса», KIDKRAFTИгровая парикмахерская со светом, PALAU TOYSНастольный туалетный столик, KIDKRAFT

Рис. 5. Туалетный столик «Принцесса», KIDKRAFT

Рис. 6. Игровая парикмахерская со светом, PALAU TOYS

Рис. 7. Настольный туалетный столик, KIDKRAFT

Игры для мальчиков. 

Мальчишки по своей природе разительно отличаются от девочек. Они более сильные и выносливые, более подвижные, чаще всего их привлекают именно действенные и активные игры. Мальчишкам более системны, логичны и лаконичны. Их привлекает техника, они любят играть в «Стройку», с энтузиазмом «отправятся» в кругосветное или космическое путешествие. И в этом ребятам помогают производители развивающих игрушек, предлагая огромный выбор действенных и функциональных сюжетных игрушек!

Здание спасательной службы, KIDKRAFTИгровой набор «Метро», BRIOТрехуровневый гараж со звуковыми эффектами, SMOBY

Рис. 8. Здание спасательной службы, KIDKRAFT

Рис. 9. Игровой набор «Метро», BRIO

Рис. 10. Трехуровневый гараж со звуковыми эффектами, SMOBY

Универсальные сюжетно-ролевые игры.

Приведенное выше деление на «девчачьи» и «мальчиковые» игрушки в массе своей подтверждается массовыми предпочтениями детей. Хотя, бывают и исключения, когда девочка с интересом играет в набор а-ля «Мастер на все руки», а мальчик «укачивает кукольного братика». И это совершенно нормально, скорее всего, у девочки папа или мама связаны с ремонтными работами, и она ежедневно наблюдает процесс работы с инструментами; а в семье мальчика, наверняка, недавно появился новорожденный малыш, неудивительно, что старший активно имитирует уход за младшим.

В противовес играм, описанным ранее, к универсальным играм мы склонны относить такие, в которые могут с одинаковым интересом и удовольствием играть и мальчики и девочки. Такие игры можно условно поделить на «базовые игры сферы жизнедеятельности» (врачи, учителя, продавцы, почтальоны, официанты и т.п.) и «креативные игры творческой составляющей жизни» (певцы, музыканты, актёры, диджеи, телеведущие и т.д.). Об игрушках серии «Магазин» или «Кухня», а также о том, почему дети так любят именно эти игры, как увлечь их игрой, и готовые тематические недельки Вы можете найти в ранее опубликованных статьях («Идем за покупками!», «Всё, и чуть-чуть больше, об игрушечной кухне»). А сейчас мы хотим уделить немного внимания именно креативным играм в творческие профессии. Почему наши дети их любят? По 2-ум причинам:

  1. Активная включенность СМИ и интернета в жизнь современных детей дает им возможность прикоснуться и к миру искусства и творчества в самых разных его ипостасях: от классического драматического театра до безудержного рок-концерта. Наши дети знают о жизни своих кумиров, пытаются им подражать, в манере одежды, в манере поведения, а также в творчестве.
  2. Маленький ребенок очень восприимчив к творчеству в целом. Все дети любят лепить, рисовать, вырезать аппликации, петь и танцевать.

И если родители видят не просто интерес к подобным играм на волне моды, а действительные способности своего чада (например, малыш явно лучше сверстников интонирует, т.е. не фальшивит, чисто поет; имеет хороший музыкальный слух, может только услышав, воспроизводить сложные для его возраста музыкальные произведения; очень ритмично и пластично движется; и т.д.), то вполне можно поддержать природные задатки сначала сюжетными игрушками, а позднее и серьезными занятиями, например, в музыкальной школе.

Деревянные музыкальные инструменты, I'M TOYГитара с кнопками, световые и звуковые эффекты, KEENWAYИгрушечный пульт диджея МикшерМикрофон WINX, SMOBY

Рис. 11. Деревянные музыкальные инструменты, I'M TOY

Рис. 12. Гитара с кнопками, световые и звуковые эффекты, KEENWAY

Рис. 13. Трехуровневый гараж со звуковыми эффектами, SMOBY

Рис. 14. Микрофон WINX, SMOBY

И в заключении…

Наш интернет-магазин может предложить Вам только инструменты (в виде продуманных, качественных и разнообразных сюжетно-ролевых игрушек и игровых наборов) для того, чтобы раскрыть таланты именно Вашего чада. А вот увидеть уникальные особенности, способности и дарования своего ребенка, понять в какой профессии он или она окажутся успешными в будущем, направить их энергию в правильное русло, сможете только Вы, уважаемые мамы и папы!

ИНТЕРЕСНЫХ ИГР ВАШЕМУ РЕБЕНКУ И ПРИЯТНЫХ ПОКУПОК ВАМ!